Ревизоры при поведении инвентаризации в организации выявили неучтенный отдельно стоящий гаражный бокс. В результате проверки документации выяснилось, что работы по строительству гаражного бокса на сумму 1 000 у.е. были оформлены как текущий ремонт гаража для грузового автотранспорта и отражены в бухгалтерском учете следующими проводками:
Д-т 26 К-т 10,70,69
Требуется: Отразить результаты инвентаризации в бухгалтерском учете.
Решение:
Порядок проведения инвентаризации имущества организации и оформления ее результатов установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49.
Результаты инвентаризации должны быть оформлены соответствующими первичными документами по формам: N ИНВ-1 — Инвентаризационная опись основных средств, N ИНВ-18 — Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств, нематериальных активов (утверждены постановлением Росстата от 18.08.1998 N 88), N ИНВ-26 — Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией (утверждена постановлением Росстата от 27.03.2000 N 26).
В данном случае необходимо определить, является ли этот гараж новым объектом основных средств, или же он является частью ремонтируемого гаража для грузового транспорта.
Согласно ПБУ 6/01 актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:
а) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
б) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
в) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
г) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
К основным средствам относятся: здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие объекты.
Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект.
Основные средства, выявленные в ходе инвентаризации, должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором будут оформлены документы по инвентаризации и выявлению излишков, оценке выявленного актива (например, заключение эксперта о рыночной стоимости объекта и сроке его полезного использования), акт приемки-передачи объекта основных средств по форме N ОС-1 (утвержденной постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7). А по годовой инвентаризации — в годовом бухгалтерском отчете (п. 5.5 Методических указаний N 49).
Согласно п. 29 и 36 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н (далее — Методические указания N 91н), неучтенные объекты основных средств, выявленные при проведении организацией инвентаризации активов и обязательств, принимаются к бухгалтерскому учету по текущей рыночной стоимости и отражаются по дебету счета учета основных средств в корреспонденции со счетом прибылей и убытков в качестве прочих доходов. Под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанного актива на дату принятия к бухгалтерскому учету.
Проводки:
Метод «красное сторно» универсален. Чаще всего его применяют при исправлении неправильной корреспонденции счетов или при завышении суммы хозяйственной операции.
1. «красное сторно» Д-т 26 К-т 10,70,69
2. Отражена рыночная стоимость неучтенного объекта ОС. выявленная при инвентаризации Дт 08 Кт 91.1
3. Объект ОС принят к учету по первоначальной стоимости Дт 01 Кт 08
4. Определен финансовый результат (прибыль) при принятии к учету неучтенного объекта ОС (в составе конечного финансового результата) Дт 91.9 Кт 99