В ходе инвентаризации основных средств было установлено, что организация неправомерно оприходовала на свой баланс станок стоимостью 200 000 руб., принятый на ответственное хранение. Кроме того, выявлена недостача полуприцепа на сумму 50 000 руб. и установлен факт неоприходования здания, полученного безвозмездно (рыночная стоимость здания по балансу передающей организации 200 000 руб., остаточная стоимость здания по балансу передающей организации – 180 000 руб.). Виновное лицо по недостаче не установлено. Принято решение сделать необходимые исправления в учете, а также оприходовать излишек, недостачу списать за счет средств организации.
- Отразите перечисленные операции хозяйственной деятельности бухгалтерскими записями.
- Перечислите, на основании каких документов и в какой оценке производится прием товарно-материальных ценностей на ответственное хранение при безвозмездном получении.
Решение:
Если организация неправомерно оприходовала на баланс станок, это значит что станок уже числится на основных средствах, поэтому проводка должна быть стронировочная.
Дт 01 Кт 08 (-) 200000
Дт 08 Кт ? (60) (-) 200000
Дт 002 200000 — отражены за балансом основные средства, принятые на ответственное хранение
Недостача означает, что прицеп по данным бух.учета числится, а в наличии его нет. Поскольку стоимость прицепа 50000 руб., значит это основное средство.
Дт 94 Кт 01 – 50000 — отражена недостача основного средства
Дт 91 Кт 94 – 50000 – списание недостачи за счет собственных средств.
Оприходование здания полученного безвозмездно:
Дт 01 Кт 08 – 200 000 — оприходовано ранее безвозмездно полученное здание
Документы при безвозмездной передачи ОС:
Акт передачи по форме ОС-1 (ОС-1а, ОС-16);
Договор о безвозмездной передаче (договор дарения);
Авизо получающей имущество стороны о принятии основного средства к учету;
Счета-фактуры, в том числе на расходы, сопровождавшие выбытие;
Платежные поручения, ведомости и иные документы для подтверждения оплаты расходов по выбытию.
Отражают поступление по рыночной стоимости
Если остаточная стоимость основного средства больше, чем его рыночная цена, то в налоговом учете его отражают по остаточной, а в бухгалтерском – по рыночной стоимости.